Друзья и коллеги!

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.

Подписывайтесь на рассылку и получайте самые актуальные новости Истры.

Яндекс.Погода

воскресенье, 1 ноября

пасмурно+4 °C

Возвращение в усадьбу

06 окт. 2020 г., 13:20

Просмотры: 5912


Под таким названием в стенах музея «Новый Иерусалим» открылась выставка, посвящённая золотому веку русской усадебной культуры.

В этом году главный губернский музей Подмосковья празднует столетие, и эта выставка - одно из центральных событий юбилейного года.

Напомним читателям, что музей организовали в стенах Воскресенского Новоиерусалимского монастыря через три года после революции, в 1920, и первыми экспонатами стали как сокровища обители, так и подмосковных усадеб, разорённых в революционное лихолетье, спешно брошенных хозяевами. Можно смело говорить о том, что "Новый Иерусалим" живёт уже   по новому времени: ведь он начал свой второй век именно с того, с чего начинал первый - с темы спасения родовых гнёзд русской культуры.

- Новая выставка музея предлагает нам через живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, архивные материалы и артефакты из собственной коллекции рассказать об истории подмосковных усадеб, об их владельцах и о музейных сотрудниках, которые сохранили это уникальное наследие. «Возвращение в усадьбу» — это пример преемственности культурной политики Московской области. Усадебная культура постоянно в поле зрения историков, краеведов и музейного сообщества региона. Уверена, что новая выставка принесет нам новые открытия в истории и культуре Московской области, отметила Елена Харламова, министр культуры региона.

E56A8219.JPG

Река времени

- Выставка организована очень нестандартно, это своеобразное путешествие во времени, и это так притягивает. Мы очень гордимся нашим музеем, ведь именно он в двадцатых-тридцатых годах прошлого века стал спасением для национализированных художественных ценностей из гибнущих усадеб   северо-запада и других направлений нашей области, - говорит одна из первых посетительниц выставки Галина Хвостова, истринка. – Знаем это со школьных лет, когда ходили в музей ещё на территории Новоиерусалимского монастыря.
 
И действительно, погрузиться в тему гостям выставки поможет как раз нестандартный подход к экспонированию: от входа до выхода посетителей ожидает своеобразное путешествие в эпоху и взгляд на усадьбу как на единый комплекс места, быта и особой атмосферы.

E56A8214.JPG

В самом начале выставки своеобразная "река времени" - длинный стол, где под стеклом находится вся хроника работы музея с первых его шагов. Посетители узнают о спасении коллекций и раритетов, о списках ценностей, вывезенных немцами в далёком сорок третьем, и многом другом. По другую сторону стола-реки – как раз рассказ о той усадебной жизни, память о которой сумели спасти, сохранить и передать потомкам наши героические музейщики. В экспозиции - уникальные предметы, в частности, из усадеб «Ильинское» семьи Романовых, «Никольское-Урюпино» князей Голицыных, «Покровское» графов Шереметевых, «Введенское» князей Лопухиных, «Ярополец» Загряжских и Гончаровых, и многих других. 

-Задача проекта – обратиться к культурному наследию усадеб как к феномену, не утраченному именно благодаря музеям, приоткрыть завесу над событиями послереволюционных лет и отдать должное людям, это наследие сохранившим, - подчеркнул в рамках открытия директор музея Василий Кузнецов. Он всегда подчёркивает огромную роль и современной команды музейщиков, и настоящий подвиг тех сотрудников музея, которые после революции, в страшные годы Великой Отечественной и в послевоенные тяжелейшие десятилетия сумел сохранить и преумножить уникальные музейные фонды.  

E56A8225.JPG

Спасенные шедевры 

Нам, истринцам, особенно важно и то, что выставка впервые в таком масштабе демонстрирует разнообразные усадебные коллекции именно нашего музея — живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, архивные материалы — всего более 400 предметов из собственного музейного собрания и частных коллекций. Сильнейшая часть выставки - живописная   экспозиция с полотнами западноевропейских мастеров XVI–XIX вв., имеющих мировую известность: фламандских и итальянских живописцев, малых голландцев, гравюры Пиранези и Бартолоцци, графика Молинари и Лансере. Обширно представлены и портреты представителей знаменитейших родов России — прославленных полководцев, государственных деятелей, членов их семей. С этих портеров на нас смотрит сама История нашей страны.  

Конечно, можно часами любоваться на роскошные коллекции фарфора и стекла: знаменитый Мейсен, редкие образцы фарфора Франкенталь, изделия Берлинской королевской и Венской королевской фарфоровых мануфактур, предметы производства Императорского стеклянного завода, образцы красивейшей Гжельской керамики и русского стекла XVIII века, ну и конечно китайский фарфор XVII века.  

E56A8213.JPG

Мужчинам-посетителям понравится коллекция европейского оружия: князь Сергей Голицын собирал произведения уральских и архангельских мастеров XVII–XVIII веков. Конечно, стоит обратить внимание на символ времени в любые времена: ритмично расставленные часы работы русских, английских и французских мастеров. А в числе жемчужин выставки - барельеф работы Жака-Доминика Рашетта из усадьбы Ярополец (Чернышевых), запечатлевшие Екатерину Вторую в образе Александра Великого, предметы из «Андреевского сервиза», созданного на помолвку будущей императрицы Екатерины Второй, также портрет легендарной княгини Голицыной, ставшей прототипом героини «Пиковой дамы» Пушкина.  

E56A8211.JPG

Усадьбы в Подмосковье восстанавливаю

В 1762 году царь Пётр Третий подписал "Манифест о вольности дворянства", согласно ему, дворяне освобождались от обязательной службы, могли выходить в отставку, выезжать за рубеж. Так в России появились люди, располагающие временем, средствами и достаточной энергией, чтобы возводить чудесные дворцы, разбивать парки и украшать всё это по последней европейской моде. Но золотой век дворянской усадьбы оказался сравнительно недолог, они переходили из рук в руки, продавались за долги, ветшали, разрушались и разорялись во время революции, затем войны, а потом для многих наступил период забвения, хотя некоторым усадьбам повезло: где-то организовали музеи, где-то санатории для трудящихся.

E56A8224.JPG

 
Как рассказала куратор выставки Ксения Новохатько, сегодня в Московской области расположены примерно 320 усадеб разной степени сохранности, которые еще могут получить воплощение в новом статусе и выступить ресурсом для развития территории нашего региона. До революции в Подмосковье было 1200 усадеб, и очевидно, что, если уцелевшими зданиями не заниматься, количество памятников архитектуры будет сокращаться и дальше. Допустить это, конечно, никак нельзя. Именно поэтому уже подготовлены рядом архитектором проекты восстановления дворцов Казакова и Старова: это обнадёживает, вселяет уверенность в то, что когда-нибудь мы увидим эти усадебные шедевры в их прежнем виде. И надежды вполне обоснованные: ведь восстановили же за 8 лет в прежнем великолепии наш монастырский ансамбль, проделав невероятную по сложности работу, хотя многие не верили в успех, в то, что этот проект когда-нибудь будет доведён до конца: значит, и другие сложные проекты по плечу.   

E56A8217.JPG

Мост из прошлого в будущее 

По словам вице-губернатора региона Наталь Виртуозовой, один из залов выставки посвящён как раз огромной работе по реставрации усадебных комплексов, которая развернулась в Московской области в последние годы, в том числе и в рамках губернаторской программы. Усадьбы освобождают, к примеру, от туберкулёзных диспансеров, которые также переселяют в новые, гораздо более приспособленные помещения. Ведь очень важен туристический потенциал усадеб, к которому также в новом выставочном проекте обращается музей. Стремление в усадьбу и близость доступа к ним — значительный ресурс развития территорий вокруг Москвы сегодня, чётко сформированный запрос от населения, от гостей региона.
  
-В Подмосковье усадьбы или места их прежнего расположения окружают нас повсюду, чудесные планировки парков пронизывают новые районы. Вы думаете, что едете по шоссе, а на самом деле движетесь по главной аллее старого парка. Музей «Новый Иерусалим», наша ведущая музейная площадка, и его активная команда создали очередной грандиозный выставочный проект, он приглашает вернуться в усадьбу, а по сути, обратиться к усадьбе и задуматься о связи времен, почувствовать энергетику этих мест, подумать о том, какие были вложены в них силы, вкус и любовь. Но главное — не просто окунуться в прошлое, а подумать о будущем, - уверена Наталья Виртуозова.

Выставка «Возвращение в усадьбу» продлится до 30 мая будущего, 2021 года. Её сопроводят обширные дополнительные культурная и образовательная программы.

E56A8216.JPG

 
фото Сергея ОЛЕКСЮКА

Екатерина Капралова