Истра. Новости

Яндекс.Погода

пятница, 22 сентября

пасмурно+10 °C

Онлайн трансляция

В музее «Новый Иерусалим» открылась выставка русского искусства

13 марта 2015 г., 14:16

Просмотры: 87


Экспозиция, посвященная русскому искусству первой половины XX века, открылась 7 марта в музее «Новый Иерусалим». На выставке представлено около 200 живописных и графических работ.

Экспозиция, посвященная русскому искусству первой половины XX века, открылась 7 марта в музее «Новый Иерусалим». На выставке представлено около 200 живописных и графических работ.

Экспозиция постоянная, со временем в ней возможно будут меняться только графические работы. Хронологически она продолжает раздел искусства дореволюционного периода, представленного здесь же, на - первом этаже. Коллекция последовательно собирались сотрудниками музея с 1977 года, и впервые ее можно будет увидеть во всей полноте.

На открытии присутствовало много известных художников и искусствоведов, и все они отмечали цельность экспозиции и живописное качество работ. В основу собирательства коллекции была заложена идея – дополнить историю советского искусства пропущенными именами.

Художники этой плеяды начинали свою деятельность во время послереволюционного подъема, но в 30-х годах все больше ощущалось давление идеологического пресса. От искусства требовалось соответствие партийной идеологии. И судьба многих творцов, не следовавших этой идеологии, сложилась трагично.

– Искусство, представленное на экспозиции, не укладывалось в официозную тематику. Это искусство – о человеке, – подчеркивает куратор экспозиции Людмила Денисова.

Камерность, обращение к простым, но вечным темам характерна для многих произведений Льва Жегина, основателя объединения «Путь живописи». Художника можно считать идеологом «тихого» искусства. Семейная сцена с изображением женщины, читающей ребенку, приобретает почти сакральный смысл благодаря светоносным голубым и золотисто-желтым «иконным» цветам композиции.

Творчество Ольги Соколовой, ученицы Ильи Машкова, входившего в объединение «Бубновый валет», представлено в музейном собрании разными периодами. Ее дарование в полной мере проявилось уже в годы ученичества. Пример тому – «Портрет братьев Смирновых». От фигур, застывших, как на моментальном снимке, от звучного цветового строя и плотной, почти осязаемой, живописной фактуры исходит мощная энергия.

С эпохой послереволюционных перемен связано становление творчества любимой ученицы Фалька Евы Левиной-Розенгольц. У нее рано появился свой «почерк». На картине «Кухарка», написанной художницей еще в ученический период, изображена немолодая женщина, с мрачным лицом и тяжелым взглядом, во всей мощной фигуре чувствуется почти угрожающая сила. Социальная и типажная заостренность этого произведения сближает его с традициями русского реалистического портрета рубежа ХIХ-ХХ веков.

Для советского времени не типично обращение к евангельской тематике художников Сергея Романовича и Александра Волкова. На экспозиции представлен творческий путь последнего от его ранних работ, когда художник находился под влиянием Врубеля, до зрелых и поздних произведений – пейзажа «Переход через ручей».

Николай Витинг входил в объединение «Цех живописи». Художники этого объединения хотели соединить современные производственные сюжеты с классикой. Мы видим картину «Даная», созданную на классический сюжет, а рядом – картину «На заводе «Серп и молот». По пластике, по внутренней энергии эти работы очень близки и вполне смотрятся вместе.

Художник Николай Ульянов, ученик Валентина Серова, член объединения «Мир искусства» - известен многим как график и иллюстратор. Он иллюстрировал, в том числе, произведения Пушкина и ярко проявил себя как живописец.

Ценный раздел собрания – живопись и графика художников группы «13» Антонины Софроновой, Владимира Милашевского и близкого им Михаила Соколова. Антонина Софронова в ранних работах обращалась к супрематизму, затем пошла совершенно своим путем. Умиротворённость ее пейзажей отражает скорее внутреннее видение художницы, нежели «железную поступь» индустриального века.

Владимир Милашевский – один из идеологов группы «13» – в своих «быстрых», выполненных тушью и спичкой и тонированных акварелью рисунках, стремился передать сам бег времени. Его живые работы созданы с натуры и отличаются непосредственностью и юмором.

Художник Михаил Соколов в группу «13» не входил, но был дружен и творчески близок к Антонине Софроновой. Судьба художника-романтика была трагична. По ложному доносу он был арестован и сослан в Сибирь. Его творчество не укладывалось в советскую тематику: прекрасные дамы, бродячие комедианты, герои Французской революции, – вот основные темы его рисунков. «Прекрасных дам» и тонкие поэтические пейзажи художник продолжал писать даже в ссылке, куда друзья высылали ему краски и бумагу.

Две акварели известного мастера Артура Фонвизина имеют непосредственное отношение к Истринскому району: на картинах изображены жители села Лучинское. Удалось узнать даже имя одного из героев.

Графические работы выдающегося мастера Роберта Фалька выставляются впервые, они отражают парижский период его творчества. Живописные и графические произведения Фалька были приобретены в свое время музеем у вдовы художника Ангелины Васильевны Фальк.

– Они писали не на заказ. Они отказались от академических устоев. Многие писали просто для себя, не веря, что их искусство когда-то будет востребовано. Сейчас же работы многих мастеров, чье искусство представлено в экспозиции, хранятся в крупнейших собраниях, и пользуются большим спросом у коллекционеров, – говорит Людмила Денисова.