Друзья и коллеги!

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.

Подписывайтесь на рассылку и получайте самые актуальные новости Истры.

Истра. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 27 июня

небольшой дождь+15 °C

Онлайн трансляция

Образы, которые вселяют надежду

08 янв. 2019 г., 13:47

Просмотры: 10622


Выставка уникальных икон открылась в музее «Новый Иерусалим». Часть представленных богородичных образов находятся в частных коллекциях

Как рассказал нам директор МВК Василий Кузнецов, в собрании нашего музея, открывшегося в далёком 1920 году, довольно много икон Пресвятой Богородицы — более 300 памятников XVI—XIX вв.еков, причём коллекция формировалась благодаря активной собирательской деятельности музея. 

Очень редкие иконы

- Есть распространённые образы — Казанская, Владимирская, Тихвинская — а есть произведения, редкие по своей иконографии: «Коронование Богоматери», образы Богородицы «От бед страждущих», «Умягчение злых сердец», Ченстоховская. Иконы, которые можно увидеть на выставке, создавали в разные исторические периоды, многие, участвующие в выставке произведения, экспонируются впервые. Хочу особо отметить, что мы сейчас ведём большую научную работу, и искренне благодарю сотрудников, которые принимали участие в организации этой выставки, и коллекционеров, предоставивших работы, — подчеркнул директор. 

О том, что выставку под названием «Звезда, являющая солнце» приурочили к окончанию реставрации Казанской иконы Богоматери — редкого подписного и датированного произведения, созданного в 1724 году известным столичным мастером Федотом Феофановым Ухтомским, работавшим в традициях Оружейной палаты, мы узнали от Натальи Мерзлютиной, кандидата искусствоведения, ведущего научного сотрудника музея Отдела истории архитектуры и градостроительства Древнего мира и Средних веков НИИТИАГ, куратора выставки. 

Наталья Владимировна трудилась многие годы в Музее русской художественной культуры XVII века (Церковь Покрова в Филях) Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Она также объяснила, что название выставки — цитата из акафиста, посвящённого Деве Марии, а организовывать выставку по окончании реставрации какого-либо значительного художественного, в частности культового произведения стало уже музейной традицией.

Самый древний образ 

- В данном случае мы завершили реставрацию Казанской иконы Богоматери, написанной в 1724 году. Как выяснилось, это последний подписной и датированный образ, принадлежащий кисти этого мастера, и ценен он и для научного исследования. Выставку дополнили образы богородичных праздников, а без них немыслимо представить себе иконы Богоматери — Рождество Богоматери, введение во храм, Успение, Покров. Самый древний образ датируется 17 веком. Особый интерес вызывают Портартурская и Августовская Богоматерь, которые были явлены уже в ХХ веке. Одна из них связана с осадой Порт-Артура, а другая с событиями Первой мировой войны. Всего здесь представлены более 70 произведений, половина хранится в коллекции нашего музея, а половина принадлежит коллекционерам.

…Думаю, непросто передать чувства коллекционера. Ведь он приобретает не просто красивую и дорогую вещь: он держит в своих руках саму Историю. Именно об этом мы беседовали на открытии выставки с Александром Шаровым, директором Экспертного центра «Раритет», коллекционером древнерусского искусства.

- Третий раз мы сотрудничаем с этим выставочным комплексом, главный актив которого — его коллектив, с этими людьми интересно и общаться, и работать. Этот прекрасный музей расположен в очень красивом месте, в современном здании приятно находиться, здесь отличные экспозиционные залы, где памятники и экспонаты начинают жить по-новому. Коллекционеры по-особому относятся к памятникам, они для нас как дети. И порой бывают удивительные истории их приобретения. Очень здорово, когда твоё приобретение выходит в свет и оказывается востребованным, вызывает интерес, его оценивают. 

Коллекционеры охотно сотрудничают с музеем

Отмечу, что я не один участвую в этой выставке, здесь представлены образы из коллекций Натальи Альбертовны Мацуки, Игоря Васильевича Вырикова, Дмитрия Борисовича Зюрева, Алексея Михайловича Иванова и Александра Фридриховича Кожевникова, это очень известные коллекционеры, вещи из их коллекций включаются в экспозиции известных выставок и музеев, они также охотно принимают участие в проектах, которые организует этот музей, — пояснил Шаров. 

- Александр Валерьевич, что за человек — современный коллекционер? Есть ли в вашей коллекции особенно дорогие для сердца работы? 

- Владение иконами налагает на владельца определённые обязательства, это должен быть человек особого склада. Круг коллекционеров религиозного искусства уже, чем прикладного искусства или академической живописи. Коллекционирование древнерусского искусства имеет давнюю историю, первые серьёзные коллекции ведут историю с начала XIX  века, они формировались у старообрядцев. Уже тогда существовали профессионалы, которые осуществляли отбор, а расцвет коллекционирования произошёл перед Первой мировой войной, и как раз в 1913 году состоялась первая масштабная выставка древнерусского искусства, в это же время проводились первые реставрационные работы над нашими прославленными иконами, такими как «Троица» Андрея Рублёва. 

В советское время по коллекционированию был провал, но уже с 60-х начинается интерес к иконам, и есть замечательное литературное произведение, с которым многие знакомились раньше, чем с иконами — «Чёрные доски» Владимира Солоухина. Именно с этой книги у многих коллекционеров начинался интерес к древнерусскому искусству. Сейчас время, когда мы возвращаемся к русским духовным скрепам, и национальное искусство приобретает особое звучание. 

Искусство очищает душу

Что касается любимых вещей, то часто приоритеты смещаются в сторону вновь приобретённых памятников. Тем не менее часто и подолгу засматриваюсь на образ «Чудо Георгия о змие» XIV века, это икона фантастической красоты… О важности и своевременности открывшейся выставки говорил и архимандрит Феофилакт, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, ближайшего соседа музея. 

Он подчеркнул, что «дорожки, по которым пойдут люди в монастырь и музей, обязательно должны пересекаться, а искусство возносит нас и делает всех духовно богаче». 

- Надеюсь, наша выставка будет интересна всем, — уверена Наталья Мерзлютина. — Ведь богородичные образы вселяют надежду.

Екатерина КАПРАЛОВА, 

фото Андрея АЛЕКИНА

IMG_93739.JPG

IMG_93879.JPG

IMG_93779.JPG

IMG_93849.JPG

IMG_94009.JPG

IMG_94279.JPG

IMG_94059.JPG

IMG_94049.JPG

IMG_93799.JPG

IMG_93759.JPG

 

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц