Истра. Новости

Яндекс.Погода

суббота, 23 сентября

ясно+14 °C

Онлайн трансляция

Русские сарафаны вручную шьют в Новопетровском

29 июня 2016 г., 17:41

Просмотры: 578


Знаете ли вы, что такое понёва, боры и сажение по бели, и чем косоклинный сарафан отличается от прямого? Вот и я тоже не знала, когда встретилась с Натальей Борцовой, которая воссоздает русские костюмы

Она не просто шьет их для коллекции, чтобы они висели в шкафу и света белого не видели, а преспокойно ходит в сарафанах по улице, чем вызывает неподдельный интерес и восхищение.

Наталья вообще очень креативная и талантливая. То, что она прекрасно шьет, вяжет, вышивает, создает костюмы для театральных постановок, – всё это я знала. Но ко встрече с таким вот прекрасным готова не была. Рабочий кабинет мастерицы в Новопетровском доме культуры – настоящий дом моделей. Среди вороха удивительных вещей Наталья рассказывает, с чего началось её приобщение к миру традиционного русского костюма:

- В 2013 году мне нужен был наряд на Новый год. Я подсмотрела идею косоклинного русского сарафана, начала шить… И шила, не поверишь, два года – вот он сейчас на мне. Скроен из прямого полотна спереди, а сзади – прямое полотно и косые клинья, которые пришиты к прямым. За счет этого сзади получается хвост как фалда. На этом сарафане понизу 3,5 метра, можно сделать и пять, при ходьбе он очень красиво развевается. И женщина в таком сарафане выглядит достойно, красиво, приходится спину держать ровно. Получается здорово, только работа очень затратная по времени: все швы сделаны вручную, нет ни одного машинного.

– Не может быть! Это же титаническая работа, – удивляюсь я.

– Ещё как может, – смеётся Наталья. – У меня идея изначально была такая – использовать только старинные технологии. Хотя сегодня мы не можем сделать абсолютно идентичный русский костюм – всё равно будет новодел, потому что нет таких ниток, таких тканей. Наши бабушки шили без выкроек: была пядево-локтевая мера – пядь – это расстояние между пальцами, локоть – понятно локоть. Домотканое полотно было шириной 40 сантиметров, соответственно шили все из квадратов. Ножниц не было, а значит полотно рвалось руками. Я тоже рву ткань руками, но современные ткани ведут себя омерзительно при таких нагрузках.

Хочется воссоздать тот крой, то забытое ремесло шитья и вышивания и показать на своем примере, что всё это может, и даже должно жить и сегодня. Планов у меня громадьё. Вот, например, сажение по бели – слышала когда-нибудь о таком? Очень хочу научиться. По этой технологии делались коруны, накостники, то есть головные украшения. Бель – это нитка крученая, на пяльцы натягивалась ткань, скручивалась нитка и пришивалась по контуру, она два раза обвивалась как шнур и по этой бели нанизывался бисер. Это очень трудоемкая технология, красивая, но, к сожалению, забытая.

– Сложно было научиться этому ремеслу?

– Вообще нас много таких. Я ходила по форумам, искала единомышленников. Нашла женщину-этнографа, которая воссоздает русские костюмы, и пошагово под её руководством шила. Сначала было непонятно, как сделать «лягушку», как вымерять клинья, как правильно рубаху сделать. Но опыт приходит со временем. Осилила.

– Я знаю, что ты хорошая портниха. Наверное, поэтому тебе было легко. А обычному человеку ведь нужны базовые знания по шитью?

– Здесь не нужна база, здесь простой шов, всё легко.

– Это тебе легко, ты и русскую одежду шьешь и современную. А человек, который никогда в руках иголку не держал, первым делом скажет – «я не смогу».

– Сможет, – опять смеется Наталья. – Как раньше зимними днями и вечерами девицы собирались у кого-нибудь в светелке и шили, и вышивали, приданое себе готовили. Всех учили, и у всех получалось. Первая рубашка кривенько, вторая косенько, зато третья рубаха обязательно красивой выйдет.

– Вот это, – показывает она, – костюм XVII века – свадебный понёвный комплекс крестьянки Воронежской губернии Бирюченского уезда. Сшили его для моей племянницы, которая учится в колледже на народном отделении, она в нём выступает. Визуальные материалы для костюма собирали по крупицам, отсмотрели много всего. На картинке красиво, а как шить – непонятно. Понёва – это юбка, расшитая часть юбки – это не перед, а зад, потому что впереди повязывался фартук, видишь вышитую по подолу юбки красную клетку? Чем крупнее клетка, тем больше земли в семье этой крестьянки.

– Это что – всё вышито руками?

– Ну конечно, это вышито по набору, счетная гладь. Это моя сестра Аля вышивала. Вот рубаха из этого понёвного комплекса. Видишь, узор вышитый, он ведь не просто так из головы придуман, он читается и расшифровывается. По рисунку на рукаве можно узнать, какой губернии крестьянка, какого уезда, сколько детей у нее. Обыденный узор – чёрный, он связан с землей и жизнью. В праздничный узор добавляется красная нитка. А если цвет вышивки белый, то это горевая рубаха, её носили либо старухи, которые уже одной ногой «там», или девушка накануне венчания.

– Вышивку сложно было освоить?

– Не сложно вышивку, а сложно её значение расшифровывать. А вот круглый сарафан, детский…

– Солнце-клёш?

– А вот и нет. Прямая ткань собирается на ниточку в боры, а потом стягивается, и получаются складочки для пышности. Эта технология забытая, но это самая крутая технология, потому что на машинке так сделать невозможно, только руками.

– Ты носишь свои сарафаны в обычной жизни, и рубахи тоже. Обращают внимание на улице?

– Конечно, адаптирую для обычной жизни и ношу, потому что это и удобно, и красиво. Когда я сшила первый сарафан, то ходила в нем по дому, потом как-то забылась и вышла в нем в магазин. Люди обращали внимание, говорили, что очень красиво и необычно. Я сегодня в Истру ездила в этой рубахе и в этом сарафане, люди смотрят, спрашивают, особенно когда у меня край подола немного загибается и с изнанки виден красный подбой. Мне удобно, не хочется быть гламурной, хочется что-то этому противопоставить.

– Наташа, вот ты столько всего знаешь и умеешь, и знания у тебя по сути такие эксклюзивные. Не думала о том, чтобы передавать их дальше?

– В планах у меня сделать мастер-класс для детей в Новопетровском ДК, чтобы показать и научить, чтобы детские пальчики освоили наше исконное шитье, и чтобы это умение в них жило.

– Это будет бесплатно?

– Спонсоров особо нет. Я готова своё мастерство передавать бесплатно, пусть только ткань свою приносят, – смеется она.

фото Елены СОЛДАТОВОЙ

Елена Солдатова