Друзья и коллеги!

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.

Подписывайтесь на рассылку и получайте самые актуальные новости Истры.

Истра. Новости

Яндекс.Погода

среда, 23 января

ясно-19 °C

Онлайн трансляция

Ускользающая красота

24 дек. 2018 г., 15:45

Просмотры: 9415


Выставка «Стиль Фаберже. Превосходство вне времени» стала главным культурным событием уходящего года

Выставка «Стиль Фаберже. Превосходство вне времени» открылась 21 декабря в стенах музея «Новый Иерусалим». Для обеспечения её работы были приняты беспрецедентные меры безопасности.   

Выставка стала главным культурным событием уходящего года. В экспозиции представлены более 400 экспонатов, многие из которых никогда не демонстрировались широкой публике.

Министр культуры правительства Подмосковья Нармин Ширалиева подчеркнула, что ещё до официального открытия выставка вызывала огромный интерес как у искусствоведов, так и у самой широкой аудитории.   

СИМВОЛЫ ИСЧЕЗНУВШЕЙ ЭПОХИ 

Незадолго до официального открытия выставки для журналистов ряда изданий и телекомпаний организовали пресс-показ. Коллеги-фотографы яростно щёлкали затворами фотокамер, операторы стремились максимально близко и со всех мыслимых ракурсов запечатлеть представленные экспонаты, от которых буквально нельзя было оторвать взгляд. Украшения, изысканная хрустальная утварь, подарочные и интерьерные изделия и даже ювелирные инструменты – просто невероятной сложности и красоты.

Многоцветное сияние драгоценных камней, переливы металлов и эмалей буквально завораживают: но главным было то, что за каждым представленным изделием – сама История.   

Экспозицию сопровождает прекрасная классическая музыка, архивные кадры из жизни последнего русского царя. Всё это создаёт особую атмосферу, словно переносит в другой, сказочный мир.

Нармин Ширалиева особо подчеркнула, что история Дома Фаберже тесно связана с царской семьёй и с тем удивительным периодом, который переживала наша страна на стыке веков, на сломе исторических эпох: ещё величественна империя, ещё уважаема царская семья, блистателен двор, сильна армия, и главное – улучшается жизнь обычных людей… Но уже чувствуется дыхание неизбежной катастрофы, которая буквально опрокинет страну в бездну.   

ЮВЕЛИР-РЕВОЛЮЦИОНЕР 

Сам Карл Фаберже - этнический немец, выбравший в итоге Россию, а не Германию – яркий пример иностранца, искренне служившего России. Таких людей в истории государства российского, к счастью, всегда было немало: наша Родина обладает уникальной способностью зацепить человека за сердце. Фаберже – одна из главных звёзд той эпохи. Богатый, влиятельный и уважаемый человек далеко за пределами огромной Российской империи. И при всём этом он обладал чертами подвижника: людей такого уровня материальное интересует порой лишь как средство достижения новых высот в творческой и профессиональной деятельности. 

Кстати, именно предприятия Фаберже производили отличные медицинские инструменты и даже изделия для фронтовых нужд, которые очень пригодились Русской армии на фронтах Первой мировой.   

Почему имя Фаберже до сих пор вызывает трепет и почтение? Основатель ювелирного Дома совершил революцию в ювелирном деле. 24-летний ювелир провозгласил принцип, в соответствии с которым ценность изделия определялась художественной ценностью модели и мастерством исполнения, а не богатством использованных материалов.   

"Если вся ценность дорогих вещей заключается всего лишь во множестве бриллиантов или жемчуга, то они меня мало интересуют", - утверждал мастер. 

За свою историю этот ювелирный дом сделал около 250 тысяч предметов. Фирма Фаберже выпускала не только дорогостоящие «игрушки для богатых», но и вещи, рассчитанные на потребителя со средним достатком.

Сегодняшние ювелиры – чьих заслуг, конечно, никто не умаляет, вооружены мощным инструментарием. Есть даже ювелирная машина, в которую закладывают драгоценные металлы, а на выходе получают ювелирное изделие. Конечно, сложные вещи по-прежнему делают руками, но ювелиры Карла Фаберже руками делали всё.   

СМЕЛЫЙ И ДЕРЗКИЙ ПРОЕКТ

По словам директора МВК «Новый Иерусалим» Василия Кузнецова, экспозиция продумана до мелочей, и за всем этим – огромный, кропотливый труд всего коллектива музея. Ведь эта выставка для нас – первый международный проект, объединивший произведения ювелирного дома Фаберже из коллекций российских и зарубежных музеев: Музея Фаберже в Баден-Бадене (Германия), Эрмитажа, «Петергофа», Исторического, Русского национального и Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. 

- Мы стремились на этой выставке раскрыть все направления деятельности ювелирного дома. Сегодня для нас, для музея, сделан большой шаг, это новый сложный опыт, и следующий год станет для нас годом работы именно с международными партнёрами, - отметил директор. - Искренне хочу поблагодарить всех участников проекта, команду музея; этот смелый и дерзкий проект был бы невозможен без поддержки правительства Подмосковья, министерства культуры. - Работа над таким проектом – это подвиг, - отметила Ольга Забралова, первый зампред правительства Московской области и министр образования, приветствуя участников и гостей выставки от имени губернатора Подмосковья.

- Нам стоило огромных усилий и привезти экспонаты из Германии, и главное, объединить их на одной площадке. Уверена, что наш совместный титанический труд окупится, и в рамках программы «Зима в Подмосковье» Новый Иерусалим посетит огромное количество людей.   

ОСТРОУМНЫЕ ШЕДЕВРЫ 

Для большинства ювелирный Дом Фаберже – это прежде всего роскошные пасхальные яйца, принадлежавшие членам царской фамилии. Посетители выставки часто интересуются: если яйца - лишь малая часть божественных ювелирных изделий, производимых ювелирами знаменитой фирмы, то почему в истории символом фирмы остались по сути именно они?    

А дело было так: Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое ювелирное яйцо в 1885 году по заказу императора Александра III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Фёдоровны.

 

Идея подобного ювелирного изделия не была оригинальной, верховные правители часто дарили супругам пасхальные яйца: яйцо – символ жизни, а ведь дарит жизнь именно женщина. Подарок, невероятно красивый и сложный в исполнении, привёл супругу царя буквально в восторг, а Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; изделию следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием.

Всего для венценосной семьи Романовых Фаберже было создано 50 царских пасхальных яиц - внутри каждого яйца был воспроизведён эпизод из жизни царской семьи. Когда яйцо открывалось, звучала прекрасная музыка, воспроизводимая крошечным механизмом.   

Следующий император, Николай II, сохранил традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Фёдоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Фёдоровне, новой императрице. Изготовление каждого яйца занимало практически год.

 Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы, имена некоторых из них сохранились: это Михаил Перхин, Август Хольстром, Генрик Вигстром, Эрик Коллин. 

Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что фирма Фаберже выполнила несколько изделий и для частных заказчиков, среди них золотопромышленник Александр Кельх, Феликс Юсупов, племянник Альфреда Нобеля, Ротшильды, Мальборо, но они не такие оригинальные, как императорские.   

СОЗВЕЗДИЕ ЦЕСАРЕВИЧА 

Тем не менее, выполняя заказы Российского Императорского и королевских Дворов Европы, Фаберже и его мастера создали не просто красивые вещицы – это шедевры, подчас остроумные и удивительные.   

Как рассказал нам куратор выставки, профессор, основатель первого в России частного музея (Русского национального) и Музея Фаберже в Баден-Бадене Александр Иванов, «Стиль Фаберже» - самая крупная выставка изделий ювелирного Дома, которая когда либо проводилась в России, «а жемчужины нашей выставки - императорское пасхальное яйцо 1904 года, подаренное Александре Фёдоровне на 10-летие совместной жизни, пасхальное яйцо «Созвездие цесаревича Алексея», предназначавшееся в качестве подарка императрице Александре Федоровне уже на Пасху 1917 года, и яйцо из карельской березы, последнее, изготовленное и вручённое царской семье фирмой Фаберже уже тогда, когда Николай Романов не был императором и содержался под домашним арестом».   

Также на выставке экспонируется красивейшая брошь «Бабочка», подаренная императором Николаем II актрисе Марии Ермоловой в связи с юбилеем творческой деятельности.

 Выставка рассказывает и об истории развития дома Фаберже, в одном из залов воссоздан кабинет главы ювелирного Дома. На выставке представлена и документация, сопровождавшая деятельность ювелиров. Есть и письма Карла Фаберже Александру Керенскому с просьбой передать яйцо из карельской берёзы Николаю Романову.  

Смотришь на эту чудесную вещь и с горечью осознаёшь: император и члены его многострадальной семьи именно её, возможно, держали в руках незадолго до трагической гибели… 

 «ЖИЗНИ БОЛЬШЕ НЕТ» 

Незавидна после революции и судьба самого Карла Фаберже. Октябрьские события произвели на него самое ужасное впечатление, от которого он впоследствии так и не оправился. После установления советской власти фабрики и магазины Фаберже в Петрограде, Москве и Одессе были национализированы, имущество оказалось в руках большевиков, которые распоряжались им весьма свободно. Сам же Карл Фаберже, опасаясь ареста, в сентябре 1918 года нелегально покинул Петроград и в итоге перебрался в Висбаден, где он наконец-то остановился.

Глава некогда блистательного Дома, близкий к семьям царей, ко Двору, часто повторял: «Жизни больше нет». Незадолго до смерти семья ювелира, страдавшего проблемами с сердцем, перевезла его в окрестности Женевского озера, известные своим здоровым климатом. Но уже невозможно было залечить ни физических, ни душевных ран. Два года спустя он умер в Швейцарии. Похоронен в Каннах. 

У МУЗЕЯ И МОНАСТЫРЯ – ЗАДАЧИ ОБЩИЕ 

О том, что выбор главного губернского музея в качестве площадки для уникальной экспозиции, не случаен, подчеркнул на торжественном открытии выставки архимандрит, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Феофилакт. «Русская Палестина всегда находилась под особым покровительством самодержцев. Русские цари были настоящими ценителями русского искусства, они его поддерживали. Всё человечество вспоминает в этом году царских страстотерпцев, зверски убитых ровно сто лет назад». 

Поприветствовав команду музейщиков, священнослужитель напомнил, что они – «наши добрые соседи, и между нами расстояние менее трёхсот метров, а если быть точным - 296. Будет прекрасно, если гости истринского края, посещая музей, обязательно придут по паломнической тропе и к монастырю, или наоборот, от монастыря к музею». 

- Главный акцент государственной политики в сфере культуры и сегодня, и в будущем – привлечь в музеи, театры, на выставки самую широкую аудиторию, – уверена Нармин Ширалиева. - Все, что мы совершаем в культуре, должно отвечать настроениям, времени, современным запросам, ведь культура – это прежде всего прекрасные эмоции, ощущение красоты.   

А истинная красота вполне способна спасти мир.   

Екатерина КАПРАЛОВА,

фото Сергея ОЛЕКСЮКА

E56A1730.jpg

E56A1779.jpg

E56A1786.jpg

E56A1844.jpg