Друзья и коллеги!

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.

Подписывайтесь на рассылку и получайте самые актуальные новости Истры.

Истра. Новости

Яндекс.Погода

суббота, 16 декабря

дождь со снегом+1 °C

Онлайн трансляция

До начала учебного года остался только месяц

25 июля 2014 г., 15:35

Просмотры: 98


Не секрет, что далеко не все шести- и даже семилетние дети морально и физически готовы к обучению в школе, даже если они неплохо читают и знают счёт

Не секрет, что далеко не все шести- и даже семилетние дети морально и физически готовы к обучению в школе, даже если они неплохо читают и знают счёт

Специалисты муниципального центра творческого развития и гуманитарного образования рассказывают на страницах нашего издания, в чём проявляется психологическая неподготовленность ребёнка к школьному обучению, и как это можно исправить. По мнению знаменитого советского психолога Леонида Венгера, «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

Итак, ваши сынок или дочка никак не могут сосредоточиться на уроке, часто отвлекаются, не могут включиться в общий режим работы класса. Они проявляют мало инициативы, тяготеют к шаблонным действиям и решениям, у них возникают затруднения в общении со взрослыми и даже сверстниками по поводу учебных задач…

От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации.

ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребёнок должен уметь читать, пересказывать (грамотно говорит и чётко выражает свои мысли), писать (владеет мелкой моторикой), считать (владеет навыками счёта)– это педагогическая готовность к школе. Но…

Важно - и не менее - обладать определённым уровнем физического здоровья. Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да ещё делать домашнее задание, которое в ряде школ задают с первых дней обучения – задача непривычная для дошкольника.

СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

У ребёнка должен быть определённый уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться – причём осознанное, мотивированное. Также, на рубеже шести лет формируется внутренняя позиция школьника: эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребёнок осознает необходимость учения, понимает её важность и социальную значимость. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создаёт положительное отношение к школе.

ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Чтобы успешно обучаться в школе, ребёнок должен уметь строить отношения со взрослыми, т.е. у него должна быть развита произвольность. Реакциям дошкольника свойственна непосредственность, импульсивность. На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости». Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству.

Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребёнка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам. Общение с другими детьми важно для формирования способности к децентрации – умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.

Часто мы можем услышать от дошкольника: «я самый сильный в группе», «мой рисунок лучший» и т.п. Для дошкольников характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от избытка самоуверенности и зазнайства, а является особенностью детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и раньше времени добиваться её адекватности. Это должно пройти само собой как результат прохождения ребёнком кризиса 7 лет. Но у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых. Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Такие дети в школе отказывается отвечать у доски и с места. Ребёнок скорее готов прослыть лентяем и хулиганом, чем неуспешным в учебе, поэтому «забывает» дома учебники, тетради, дневники.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

На пороге школы высшие психические функции находятся на следующем уровне развития:

-Внимание: важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.

-Память: для ребенка 6-7 лет вполне доступно такое задание – запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще несколько раз и после 3-4 предъявлений ребенок обычно запоминает более половины слов. Если ребенок 6-7 лет не может запомнить более 3 слов с 4-го предъявления, возможно, ему необходима консультация невропатолога.

-Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Начинают активно формироваться предпосылки логического мышления, которое окончательно формируется к 14 годам. Продолжает совершенствоваться восприятие.

-Воображение: становится активным – произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка, от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.

Социальная, личностная и интеллектуальная готовность представляют собой психологическую готовность к школе.

КАК РОДИТЕЛЯМ СЕБЯ ВЕСТИ

- познакомьте ребёнка с его учителем заранее;

- посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и всё как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребёнку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору;

- постарайтесь познакомить ребёнка с некоторыми из его одноклассников;

- расскажите ребёнку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки;

- спросите ребёнка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребёнка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей;

- скажите ребёнку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения.

Врез

Очень важно

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПЕРВЫЕ ДНИ ЗАНЯТИЙ

Начало школьной жизни – трудное время для любого ребёнка. Правильная его подготовка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство. Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребёнку. Поэтому будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребёнке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни любого человека.

Надежда ШУБИНА, психолог