Друзья и коллеги!

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.

Подписывайтесь на рассылку и получайте самые актуальные новости Истры.

Великий, могучий и сложный

13 апр. 2021 г., 11:25

Просмотры: 3608


Журналист «Истринских вестей» Екатерина КАПРАЛОВА впервые приняла участие во Всероссийской акции «Тотальный диктант» и делится с читателями своими впечатлениями

Поучаствовать в «тотальном диктанте» мне хотелось давно, но каждый раз находились то препятствия, то — чего греха таить — отговорки. А в 2020 диктант в силу известных всем обстоятельств и вовсе проводили только онлайн, а мне-то хотелось живьём — я за то, чтобы прочувствовать атмосферу, посмотреть на участников.

Ой! А тире или дефис?

В этом году я решила отбросить сомнения и страхи, которые мучают любого грамотного человека перед этим испытанием, и зарегистрировалась для написания диктанта на одной из двух площадок города — МЦ «Мир».

Моя коллега Ольга Майзенберг участвует в диктанте не первый год подряд; она писала текст в стенах Истринской центральной библиотеки им. Чехова, также несколько лет назад участвовала в этой акции ответственный секретарь нашего издания Ирина Огороднова. О своём опыте они рассказывали на страницах «ИВ», теперь пришёл и мой черёд.

…Пишу и понимаю: теперь я пристрастно отношусь буквально к каждому знаку препинания. С трепетом вспоминаю, как терзалась во время диктанта сомнениями — запятая или лучше тире? Ой, а тире или дефис? Так, какое тире, здесь явные точка с запятой! Или двоеточие! Вот же а…

Честно — тот ещё стресс. А ведь я — человек с врождённой грамотностью, не делаю ошибок, просто не умею. Или это я так о себе слишком хорошо думаю? Правил не помню ни одного, ну кроме сакраментального «жи и ши пиши с «и»), и хвалиться тут нечем.

На самом деле грамотные люди здесь рефлексируют больше. Больше сомневаются, начинают подвергать анализу абсолютно элементарные вещи, вроде слова «если», ибо только в стрессовой ситуации можно задаться феерическим вопросом, а не пишется ли «если» через «т»?

Хотя на мой сугубый взгляд текст оказался достаточно сложным.

В разное время авторами тотального диктанта были Евгений Водолазкин, Дина Рубина, Леонид Юзефович, Гузель Яхина, Павел Басинский. В этот раз автором выступил Дмитрий Глуховский — писатель и общественный деятель, потомственный журналист, полиглот, свободно владеющий пятью языками, автор романа «Текст», по которому недавно сняли весьма скандальное кино. Ну в общем персонаж довольно модный.

IMG_8797.JPG

Испытание — праздник

…Большой зал Молодёжного центра «Мир» потихоньку заполняется людьми. Прекрасных дам как всегда больше, причём самого разного возраста, от девочек до бабушек, но есть и молодые люди, в смысле мужчины). Многие пишут диктант ежегодно, год от года «правят ремесло» и получают удовольствие от процесса. Есть и неофиты вроде меня. Их легко вычислить: неофит нервничает, живо интересуется, как правильно заполнить бланк для написания диктанта, спрашивает, как быть, если одного листочка не хватит, в общем — переживает.

(Или после «в общем» надо ставить вовсе не тире? Что я, Горький что ли Алексей Максимович? Главный пролетарский писатель обожал тире и использовал на полную катушку…))). Так, опять.

Нам предстояло написать пять фрагментов текста, созданного Глуховским, и чуть забегая вперёд, отмечу, что ряд экспертов признали текст сложным, перегруженным авторскими знаками препинания. Непростой оказалась и орфография. Но мы же не ищем лёгких путей, верно?

- Истра пишет диктант в девятый раз подряд, — пояснила Ольга Гребенщикова, участница команды ТД в Истре, координатор проекта, филолог. Все начиналось в начале 2000‑х, когда студенческий «Глум-клуб» гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета предложил идею организации массового диктанта. Для первого диктанта и последующих пяти в Новосибирске тексты брали из произведений русской классики. Но когда мобильный интернет стал общедоступным, стало понятно, что любой классический текст можно найти в Сети да и списать, ничтоже сумняшеся.

Так и возникла необходимость создавать уникальные тексты, которые бы не публиковались в сети до момента проведения Т. Д. Автором первого текста, написанного специально для ТД, стал сам Борис Стругацкий.

Сегодня диктант стал ежегодным образовательным мероприятием, организуемым в России и разных странах мира с целью популяризации грамотности.

Да, наш «великий и могучий» терпит сегодня настоящее бедствие. Его теснит ненормативная лексика, сленги разных мастей, слова-паразиты, и лично у меня убожество речи вокруг и вошедший в обиход мат давно вызывают протест. И каждый раз, делая замечание матерящимся рядом со мной согражданам, я рискую получить как минимум в лоб, но пока, к счастью, обходилось без рукоприкладства, и в принципе, мне чаще всего идут навстречу. Казалось бы, можно промолчать и отойти в сторону, но во-первых промолчать — это не про меня, а во-вторых и отойти-то уже некуда. Сквернословые, грязноротые, скупоязыкие граждане повсеместно пачкают одну из главных драгоценностей моей страны — Его величество Русский язык.

Сложно, но нужно

Но вернёмся в большой зал Молодёжного центра, где ровно в 14.00 по московскому времени организаторы акции в Истре начинают инструктаж: как правильно заполнить официальные бланки, что за текст нас ждёт, как его будут диктовать, ну и немного о том, что эта за акция — ТД, и кто такой писатель Глуховский. Сам маэстро на большом экране читает свой текст, и я пытаюсь уловить его интонации, и заранее наметить, где и какие ставить знаки препинания.

Кстати, столицей акции выбрали в этом году Якутск, и Глуховский читал собственный текст живьём именно там.

Текст назывался «Очередь» и был посвящён… Онкологии. Хотя в версии писателя — преодолении смерти. Неожиданный выбор, верно? Вернее, текст был про то, как молодая женщина сидит в очереди у онколога, естественно безумно переживает, и у неё перед глазами пробегает вся жизнь, от которой особо и вспомнить нечего. Да, есть семья, дети, но по настоянию супруга героиня отказалась от научной карьеры, не закончила докторскую, не изобрела чудо-лекарство от самой страшной болезни на свете, а ведь она сама по профессии онколог, и подавала большие надежды… И вот её настигла болезнь, и она сама сидит в кабинете врача и просит его не миндальничать с ней, не юлить, а говорить как коллега с коллегой, без эмоций.

В этом году в рамках ТД ещё и демонстрировали короткометражку «Обещания», в основу которой и лёг этот текст Глуховского. В фильме нам рассказали о трёх поколениях женщин, обещавших придумать лекарство от смерти, и одной из героинь это удалось в далёком 2041 году. В сьёмках задействовали современных кинозвёзд, в частности Павла Деревянко.

Скажу честно, текст вызвал у меня противоречивые чувства. Написано вполне профессионально, но по стилистике очень спорно. Абзацы, состоящие из одного огромного, перегруженного предложения. Не везде царит логика. И со злосчастными запятыми я с Глуховским в ряде мест категорически не соглашусь.

Не порадовали и метафоры вроде «несколько стоп-кадров оставались пропечатанными на глазной сетчатке» или «Плавающий в пузыре подвенечного платья» (о нерождённом ещё ребёнке). Эти фразы вызвали у аудитории крайне неприязненные чувства. Впрочем, чего можно было ожидать от автора романа «Текст»?

Диктатор Ольга Гребенщикова читала текст спокойно и неспешно, давая возможность каждому из нас осмыслить и даже переварить услышанное, как в случае с сетчаткой и пузырём))). Нас не торопили, у каждого была возможность и написать, и проверить, и поправить при необходимости. На всё про всё у нас ушло около двух часов. Текст целиком читали в начале и в конце диктанта, давая нам ещё один шанс внести корректуру.

Наконец, мы сдали свои бланки, в которых вписано помимо имени и фамилии кодовое слово, с помощью которого мы сумеем узнать свои результаты на официальном сайте акции. Ох, что-то мне подсказывает, что мои результаты будут не столь блестящи… В грамматике я уверена, а вот калейдоскоп всевозможных знаков препинания, которых я от души понаставила, конечно, внушает опасения.

Сейчас я твёрдо уверена, что писать диктант необходимо ежегодно и безо всяких отговорок, что нужно тащить, заставлять писать его своих близких, друзей и коллег.

Они будут упираться, потому что диктант безжалостно высвечивает все наши несовершенства, лишает иллюзий, но когда родной язык гибнет под гнётом скверны, нужно действовать решительно и без компромиссов, и начинать, безусловно, с себя, хотя бы не допуская в собственной речи ничего недостойного, ведь нас слышат наши дети — слышат и копируют…

По итогам всероссийской акции грамотности, проходившей 10 апреля в восемнадцатый раз, в ней приняли участие 675 198 человек. 90 000 участников писали диктант в привычном офлайн-формате, более 8 000 иностранных участников прошли тест TruD очно и онлайн, более полумиллиона человек выбрали формат #пишемдома и посмотрели онлайн-марафон или написали диктант онлайн.

По результатам истринского диктанта проведут награждение отличников и хорошистов, о чём мы тоже расскажем в наших следующих публикациях.

МНЕНИЕ:

Инна Фенина, преподаватель, филолог:

- На русском сегодня говорят более трёхсот миллионов человек в мире, что автоматически ставит русский язык на почётное пятое место по степени распространённости, так что русский — один из главных мировых языков. Сейчас он является рабочим в СНГ и одним из шестёрки официальных в ООН.

Русский — один из самых сложных в изучении языков. И не надо мне говорить про китайский, к примеру. Это, как говорится, отдельная песня. Русский невероятно вариативен и обладает способностью, которой нет больше ни у одного языка мира — русификацией. Поясню. Нам не надо бояться неологизмов и всяких прочих экзотизмов с варваризмами — все иностранные заимствования у нас успешно приживаются и русифицируются, как немецкие дворяне в России образца 17 века во времена Петра Первого. Были немцы, да обрусели.

Да, и вот ещё что: почему русские разведчики-нелегалы всегда считались лучшими? Дело в происхождении, вернее в русском языке, впитанном с молоком матери. Какой бы ни был человек национальности, если он вырос в русскоязычной культуре и окружении, а русский ему родной с детства, то ему под силу без особой сложности сымитировать любой акцент, то есть идеально чисто, как природный носитель, говорить на любом языке. Так может каждый из нас, каждый — кто говорит по-русски с детства. Но выучить хотя бы один иностранный язык мешает обыкновенная лень.

Фото Ольги МАЙЗЕНБЕРГ

Екатерина Капралова

Обсудить тему

Введите символы с картинки*