Друзья и коллеги!

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.

Подписывайтесь на рассылку и получайте самые актуальные новости Истры.

Яндекс.Погода

среда, 24 февраля

пасмурно-12 °C

Морская душа

10 дек. 2015 г., 11:19

Просмотры: 191


Победитель конкурса "Наше Подмосковье" протоиерей Димитрий Шмелев — настоятель Борисоглебской церкви в селе Куртниково, в прошлом — офицер Военно-морского флота.

Победитель конкурса "Наше Подмосковье" протоиерей Димитрий Шмелев — настоятель Борисоглебской церкви в селе Куртниково, в прошлом — офицер Военно-морского флота.

Благодаря тому, что батюшка сохранил в душе любовь к морскому делу и поддерживает патриотический дух русского флота, в истринских краях появился клуб "Русская морская традиция". Этот уникальный проект завоевал первую премию в номинации "Наше наследие".

Мы попросили отца Димитрия рассказать о клубе.

— Наш клуб работает в двух направлениях. Первое: мы восстанавливаем деревянные парусно-гребные судасоветского периода, выполненные по традиционной технологии. Это, в основном, шлюпки и катера, построенные из характерных конструктивных элементов: киль, шпангоуты, обшивка. Их сохранилось очень мало, за исключением «шестерок» (шестивесельных ялов — прим. ред.), которые относительно многочисленны. Всех остальных практически не осталось.

Дело в том, что они очень быстро погибают. Шлюпка, оставленная на берегу без надлежащего ухода, превращается в труху меньше чем за год. Нет и людей, которые ухаживали бы за ними. Раньше это были спортивные базы и базы отдыха. Сейчас их нет.

Я думаю, лет через пять-семь деревянных шлюпок и катеров не останется совсем. Нечего будет даже в музеях показывать.

Мы находим такие суда, у нас есть круг людей, которые знают о наших интересах. Они звонят нам с различных морей и побережий, рассказывают о находках, присылают фотографии. Мы все это изучаем, если появляется что-то интересное – приезжаем на место, осматриваем находки. Как правило, они находятся в ужасном состоянии. Начинается кропотливый процесс восстановления. Вот сейчас восстанавливаем редкую шлюпку, которая будет удобна для детей. Это так называемый «Тузик», двойка (так моряки называют двухвесельный ял — прим. ред.)

Второе направление — строительство старинных кораблей. У нас есть хорошее собрание чертежей из архива ВМФ в Санкт-Петербурге. По этим чертежам мы строим парусно-гребные суда, шлюпки и катера, которые строили еще в императорской России. Это очень интересные проекты, на данный момент они – главное ноу-хау нашего клуба. Такие суда обладают очень высокими мореходными качествами, сопоставимыми с современными яхтами. Поэтому они интересны в плане спорта и отдыха для тех людей, кто любит активный досуг. 

Сейчас лучшей в деревянном судостроении является верфь «Варяг» в Петрозаводске. Здесь делают великолепные деревянные корпуса. Мы находим людей, которые могли бы вложить деньги в восстановление такого судна. Контролируем постройку, разыскиваем фотоматериалы и другие документы, потому что, как правило, одних чертежей недостаточно. При возрождении старинного судна любые свидетельства оказывается нужными и полезными.

Вот так и пополняется наша эскадра. Мы уже собрали все суда советского периода и одно – императорского. В общей сложности это 5 судов. Все они базируются на Истринском водохранилище. Зимой хранятся в специальном ангаре, а летом, с началом навигации, мы выводим их на открытую воду.

— Почему вы решили принять участие в конкурсе и надеялись ли на победу?

— Мы хотим развиваться. У клуба есть определенные достижения, но хотелось бы сделать больше. Например, планируем построить еще, как минимум, два-три судна, которые были на императорском флоте, — шестивесельный вельбот и двенадцативесельный катер. Таких судов сейчас уже не существует, но мы хотели бы восстановить их образцы.

Большое значение имеет популяризация нашего дела. Раньше все желающие заниматься парусным спортом, устремлялись за рубежи нашего Отечества — в Турцию, в Грецию, в Европу. Сейчас для них наступили тяжелые времена. И мы хотели бы предложить соотечественникам альтернативу зарубежным берегам. Ведь парусный спорт всегда был нашим национальным видом спорта и отдыха, притом весьма массовым.

 Замечу, что победа в конкурсе стала для нас полнейшей неожиданностью: ведь участвовало 24 тысячи проектов, а главных призов было всего десять. Мы никак не ожидали, что окажемся в этой десятке.  

— Кто ваши единомышленники? В основном, это взрослые или дети?

— Дело в том, что суда, которые использовались навоенно-морском флоте, предназначались для матросов — здоровых, физически крепких мужчин. Для детей они не очень удобны. Поэтому главная категория наших участников — это взрослые люди, юноши, девушки.Конечно, есть те, кто берет детей, чтобы приобщить их к морской культуре, и они у нас участвуют и обучаются вместе с родителями. Но специальных детских судов, подчеркну у нас не было. Вот «Тузик» — самая маленькая, двухвесельная шлюпка "Ял-2" военно-морского флота, возможно, будет приспособлена для занятий с детьми. Сейчас мы ее восстанавливаем. Надеюсь, что к летнему сезону она будет в строю.

— Как вы решили распорядиться премией?

— Нам нужны деньги на развитие. Это может быть приобретение специального прицепа-транспортера для транспортировки крупных катеров. Сейчас нам довольно сложно выехать на какую-то регату, соревнования или другие мероприятия. Скажем, в Петербурге проводят грандиозные водные представления к 9 Мая и Дню ВМФ. В акваторию Невы выходит огромное количество судов. Но всякий сухопутный переезд морского судна – это колоссальные затраты и труды. Если у нас будет собственный транспорт, то эта процедура упростится. Сегодня же увидеть наши экспонаты «живьем» могут только истринцы. Все остальные видят их только в интернете.

Беседовала

Ирина ГАЛЧИХИНА,

фото Ирины Галчихиной

Обсудить тему

Введите символы с картинки*