Ценитель французского

23 ноября 2021, 14:51

Ценитель французского

В музее «Новый Иерусалим» проходит выставка «Французский вкус князей Юсуповых».В экспозиции представлены картины из крупнейшего частного собрания 18 – первой трети 19 века, принадлежавшего знаменитому коллекционеру и дипломату, директору Эрмитажа и Оружейной палаты князю Николаю Юсупову и его потомкам
За день до официального открытия для журналистов организовали пресс-показ с участием куратора выставки Елены Шарновой. Она рассказала, что ряд полотен, представленных здесь, ранее не участвовал ни в одной выставке, также они прошли научную реставрацию. В экспозицию вошли работы Музея-усадьбы «Архангельское», который впервые так щедро показывает за своими пределами уникальную коллекцию. В неё входят художники, чьими произведениями не могут похвастаться даже крупные художественные музеи России, такие как Жан Тассель и Арман Шарль Карафф. Кстати, после революции огромное собрание Юсупова и его потомков, естественно, было раздроблено и осело в самых неожиданных местах от Хабаровска до Мельбурна. Новая выставка – возможность познакомиться хотя бы с её московской частью.
Тридцать семь картин
Наверное, этот тип живописи – мой самый любимый. Именно эти полотна ассоциируются в моём сознании с Великолепным 18 веком, довольно удачным для России с точки зрения как внутренней, так и внешней политики. Да, были и дворцовые перевороты, крестьянские и стрелецкие бунты, ужесточилась крепостная зависимость, но были и военные победы, модернизировали армию и флот, развивали медицину и образование, да и общество в целом. А такие блистательные вельможи, каким и был представитель славнейшего рода Юсуповых, стали символом этого бурного столетия.
- От этих картин трудно оторвать взгляд, в них хочется словно шагнуть, настолько изображение манит, притягивает к себе, - делится с нами впечатлениями Ирина Андреева из Москвы. Раньше моя собеседница проживала на территории Истринского края. Она ценит и любит музей «Новый Иерусалим» с юности, и всегда рада посещать здесь новые экспозиции. – Я всё хотела побывать в «Архангельском», насколько знаю, эта юсуповская коллекция рассредоточена там по всему дворцу и редко покидает его стены, но усадьба сейчас закрыта на реконструкцию, и последние несколько лет картины скрыты под чехлами. Поэтому когда я узнала, что в наш музей привозят 37 полотен из соседнего Красногорска, очень обрадовалась.

Отмечу, что на эту выставку привезли только те картины, что поместились в дверной проём, например, большие полотна Юбера Робера; ведь редкую и хрупкую живопись нельзя сворачивать в рулон! Это как раз одна из особенностей выставки - она объединит и позволит по-новому оценить полотна большого формата, которые в исторической экспозиции дворца в Архангельском не всегда возможно рассмотреть с близкого расстояния.

Здесь экспонируются работы таких ведущих мастеров французской школы, как Франсуа Буше, Клод Жозеф Верне, Элизабет Виже-Лебрен, Маргерит Жерар и многих других. Экспозиция состоит из нескольких разделов, каждый из которых отражает одну из граней большой юсуповской коллекции. Раздел «Воображаемое путешествие», посвящённый пейзажам, представит работы французских художников XVIII века Юбера Робера и Клода Жозефа Верне, а также цикл из трёх пейзажей Пьер-Жака Волера, напоминающий о неаполитанских путешествиях Николая Борисовича Юсупова.
Похищение сабинянок
В раздел «Под покровительством Амура» вошли картины с эротическими сюжетами, в которых знал толк князь Юсупов. Среди них произведения эпохи рококо («Испуганная купальщица» Франсуа Буше, «Аполлон и Дафна» Жака Дюмона), раннего неоклассицизма («Амур и Психея» Огюстена Бернара), картины с образами томных красавиц круга Жан-Батиста Грёза, одного из самых модных мастеров эпохи.

В разделе с работами исторического жанра «В поисках античного величия» эффектно сопоставлены монументальная работа художника 17 века Жана Тасселя «Жертвоприношение Ифигении» и картина мастера школы Жака Луи Давида «Клятва Горациев» кисти Армана Шарля Караффа, а также написанное Никола де Куртейлем «Похищение сабинянок».

В разделе «Сцены повседневной жизни» сюжеты варьируются от традиционных «Уроков музыки», связанных с голландской традицией (Маргерит Жерар) до учёных развлечений образованного французского общества эпохи Просвещения («Электрический опыт» и «Пневматический опыт» кисти Шарля Амеде ван Лоо).
В «Портретной галерее» представлены живописные изображения Татьяны Васильевны Юсуповой кисти Жана-Лорана Монье и портреты Луизы Элизабет Виже-Лебрен и Никола де Куртейля, французских мастеров, тесно связанных с Россией и русскими заказчиками. Николай Юсупов хотел создать «истинный музей французской живописи», и выставка по-своему отражает краткую историю французской живописи — глазами просвещённого русского коллекционера, со своими пристрастиями и увлечениями.
Прихоти русского барина
Жизнелюб и интеллектуал, карьерист и эстет, роскошный вельможа и расчетливый хозяин, Николай Юсупов в своей подмосковной усадьбе "Архангельское" собрал одну из лучших в Европе коллекций французской живописи, с которой в России мог соперничать лишь императорский Эрмитаж. Блистательный вельможа следовал не столько моде эпохи, сколько личному вкусу, даже в чём-то прихотям. Не гнался за стилями и звёздами эпохи, напротив, пока коллеги собирали модных итальянцев и голландцев, князь покупал никому не известных современных французских художников или уже подзабытых мастеров, таких, как любимый живописец мадам де Помпадур Франсуа Буше.
И в отличие от большинства русских в Париже, которые часто "не отличали див культуры от фокусов и пустяков", по меткому выражению историка Василия Ключевского, Юсупов прекрасно ориентировался на художественном рынке.

- Он не жалел денег. Если вы платите художнику большие деньги, то в следующий раз, когда он будет для вас работать, он очень постарается, а Юсупов и этим пользовался, кроме того, с современными художниками он очень близко общался. И они воспринимали его как своего. Он с ними переписывался, когда делал им какой-то заказ, это обсуждалось в письмах, а для 18 века это не очень типичная история, - подчёркивает Елена Шарнова.

Напомним читателям, что выставка открылась в минувшие выходные и продлится до 28 августа 2022 года.
- Проект отражает важную особенность жизни музеев в последние несколько лет: укрепление связей между российскими институциями, которые осваивают разные виды и способы профессионального сотрудничества. Он продолжит и органично дополнит большую выставочную программу музея «Новый Иерусалим», недавно получившего статус «государственного историко-художественного», в собрании которого также хранятся произведения из дворянских усадебных коллекций, современных юсуповской, - отмечает директор музея Василий Кузнецов.

МНЕНИЕ:

Василий КУЗНЕЦОВ, директор историко-художественного музея «Новый Иерусалим»:
– Проект продолжит и органично дополнит большую выставочную программу музея «Новый Иерусалим», в собрании которого хранятся произведения из дворянских усадебных коллекций, современных юсуповской.
Ирина АНДРЕЕВА, москвичка:
– От этих картин трудно оторвать взгляд. В усадьбе «Архангельское» юсуповская коллекция рассредоточена по всему дворцу и редко покидает его стены, но усадьба сейчас закрыта на реконструкцию. Поэтому когда я узнала, что в наш музей привозят 37 полотен из соседнего Красногорска, очень обрадовалась.

АДРЕС МУЗЕЯ:

г. Истра, Ново-Иерусалимская набережная, д. 1

КАК ДОБРАТЬСЯ:

От железнодорожной станции «Истра» на автобусах маршрутов № 32, № 33 до остановки «Музей» или на автобусы маршрутов № 4, № 40, № 46, № 48 до остановки «Музей», далее 10-15 минут пешком в сторону Бужарово.
Фото: Сергея ОЛЕКСЮКА и из архива музея
фотография сейчас недоступна
фотография сейчас недоступна
фотография сейчас недоступна
фотография сейчас недоступна
фотография сейчас недоступна
фотография сейчас недоступна
фотография сейчас недоступна
фотография сейчас недоступна
фотография сейчас недоступна
фотография сейчас недоступна
фотография сейчас недоступна