Гримасы апреля: Афанасий Никитин не нашел счастья в Индии, а русская императрица – разочаровалась в гувернантках
Апрель 1913 года: русские гувернантки подвели императрицу
В течение столетия воспитание своих детей русские государыни доверяли только британским леди, помня формулу сохранения престола, выведенную Екатериной Второй – «наследник + английская няня = династия Романовых».
Последняя русская императрица, Александра Фёдоровна, поначалу честно пыталась следовать заповеди своей прасвекрови. Но обе поочередно нанятые к царевнам британские гувернантки – мисс Орчи и мисс Эгер – умудрялись доводить венценосную работодательницу до нервических припадков своими замечаниями и нотациями. А мисс Эгер ещё и обожала затевать политические дебаты, и однажды увлеклась настолько, что забыла про великую княжну Марию, посаженную в ванну.
Пятилетнюю царевну, которой надоело сидеть в остывшей воде, голенькую и мокрую выловила в дворцовых коридорах родная тётя. Девочку отправили в постель, а эмансипированную наставницу – назад, в туманный Альбион. Вот тогда-то, надышавшись нюхательной соли и успокоившись, Александра Фёдоровна и решилась нарушить традицию.
Но императрица не сдалась, и поселила в детской Софью Тютчеву. Внучка поэта продержалась там год и провела его с пользой для истории, щедро делясь с прессой подробностями частной жизни царского дома. В довершении всего она обратилась к императору Николаю Второму с просьбой убедить супругу не вмешиваться в педагогический процесс.
Государь обещал переговорить по этому поводу с Александрой Федоровной. Результатом переговоров царя и царицы явилось немедленное удаление Тютчевой от двора.
На этом эксперименты с русскими гувернантками завершились, но, видимо, было уже поздно.
23 апреля 1471 года: Афанасий Никитин отправился в рай
Именно так авторы средневековых книг и карт аттестовывали Индию.
А как ещё назвать страну, где нет ни воров, ни разбойников, зато в избытке изумрудов-яхонтов и невиданных зверей?
Тверской купец третий год скитался по миру в поисках торгового счастья. Но ему не везло – то обманут, то ограбят. Индия была последней надеждой поймать, наконец, за хвост жар-птицу, чтобы вернуться на родину богатым гостем, построить дом, посадить дерево, родить сына. Ну или хотя бы раздать долги.
Но оказалось, что сходство с раем было лишь в одном – здесь, в Индии, тоже водились змеи. Бесхозные драгоценные камни на земле не валялись, а то, что валялось, цены не имело. Никитин, разочарованный и затосковавший, покинул Индию без сожаления, в досаде на соблазнивших его сказочников. И был не прав, потому что в раю следовало искать не деньги и славу, а покой и волю.
Ошибку Афанасия исправили пять столетий спустя тысячи русских купцов, переселившихся с финансовых олимпов в скромные бунгала махараджей, чтобы беспечно расслабляться на родине Будды и Маугли. Они сидят под баньянами в компании сухих, как гербарий, индусских старцев, пожилых хиппи, с косичками, заплетенными раз и навсегда в конце шестидесятых, или носятся на байках по побережью.
Рубрику ведет Лилия ГУЩИНА