Друзья и коллеги!
Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Подписывайтесь на рассылку и получайте самые актуальные новости Истры.
31 мая 2022 г., 17:33
Просмотры: 22
В начале 18 века в крестьянской семье, жившей в сельце Рубцово (ныне пос. Пионерский), родился мальчик, нарекли его Ефимом.
Рядом с Ефимом жили удивительно талантливые люди, в совершенстве владевшие разными ремёслами. Они участвовали в строительстве Новоиерусалимского монастыря и деревянного дворца в Коломенском. Было Ефиму у кого поучиться плотницкому делу, резьбе по дереву, работе с металлом. Больше всего ему хотелось создать что-нибудь такое, чего никогда ещё не было.
Молодого человека направили на Галёрную верфь в Санкт-Петербург. Здесь, на этих «жерновах Петровых», имя патриарха Никона обернулось для юноши и фамилией и кличкой, и паролем.
В 1719 г. английский флот вошёл в Балтийское море и объединился со шведским. Большая эскадра заслонила от русских Стокгольм. Логика противоборства требовала нестандартных стратегических решений.
Тут и поступила в канцелярию императора необычная челобитная от мастерового человека Ефима Никонова, который был готов сработать военное судно, способное скрытно ходить под водой и оттуда наносить огненные удары по днищам неприятельских кораблей.
В конструкции первой в мире субмарины предусматривался и люк для выхода водолаза.
Ефим не сомневался в успехе своего изобретения, поэтому написал в послании и такие слова: «Под потерянием своего живота, если будет неугодно…». То есть поклялся своей жизнью.
В соответствии с порядками того времени Ефима сначала доставили на ознакомительную беседу к шефу розыскных дел Тайной канцелярии Андрею Ивановичу Ушакову. И лишь потом состоялась беседа с глазу на глаз с царём Петром.
Разговор постепенно превратился во взаимную консультацию по судостроению. Предложение Никонова впечатлило Петра, но он тут же предложил ряд своих практических усовершенствований.
В первую очередь это касалось пушек, которые изобретатель хотел установить на потаённое судно. При стрельбе орудия сразу расшатали бы деревянные борта. В небольшом пространстве пушкари сразу получили бы термические ожоги и изрядную дозу пороховых газов. И совсем было непонятно, как герметизировать щели между бортами и стволами пушек.
В конце концов собеседники сошлись на том, что судно надо вооружить зажигательными ракетами конструкции Никонова.
Подводную лодку назвали «Морель», её строительство велось в обстановке строжайшей секретности. В 1720 г. на Неве начались испытательные погружения и всплытия. От посторонних глаз случай судно прикрыли парусом.
Первые испытания закончились неудачей. Царь Пётр лично участвовал в спасении подводников и велел наградить каждого чаркой вина.
Испытания продолжались и после смерти императора. Предложения Никонова опережали время. Слухи о наличии у россиян необычного подводного оружия пугали потенциальных противников и те опасались выдвигать свои эскадры к Санкт-Петербургу.
После прихода к власти Петра Второго российский флот стал приходить в упадок. 29 января 1728 года Ефима Никонова по решению Адмиралтейства вместе с другими мастеровыми отправили на Астраханские верфи. Изобретателю назначили пожизненную пенсию.